Пожар на Дергачевском полигоне ТБО. Фото: PigerSer |
30 мая неподалёку от Львова на полигоне ТБО в районе села Грибовичи случилась трагедия. В результате пожара и схода мусорной лавины погибло три человека, еще один считается пропавшим без вести, поиски его тела продолжаются. По состоянию на 11 июня возгорание на полигоне не ликвидировано, а мэр Львова Андрей Садовый уже попросил помощи у государства для локализации проблемы.
Вследствие произошедшего на центральном уровне и в регионах у властей начался экологический зуд. Чиновники кинулись имитировать бурную деятельность: проверять, как обстоят дела со сбором и утилизацией мусора, инвентаризировать свалки, разрабатывать концепции и программы. Много правильных слов в очередной раз сказано о необходимости раздельного сбора отходов, строительстве современных мусороперерабатывающих заводов, «осветлении» мусорного бизнеса и т.д.
Как водится, в случае появления более яркого информационного повода тема с мусором моментально сойдет на нет. Как и вся экологическая проблематика. В связи с этим группа ИС-Харьков хотела бы обратить внимание на основные экологические риски в Харьковской области и перспективу развития ситуации.
Что нам угрожает
Говоря об экологии, следует подчеркнуть, что речь идет о системе, где все взаимосвязано. При оценке рисков принято выделять четыре основных сектора – атмосферу (все, что попадает в воздух), гидросферу (поверхностные и подземные воды), литосферу (недра, грунты, ландшафты и т.д.) и биосферу (биоразнообразие).
Нанесение урона окружающей среде в какой-то одной сфере, как правило, прямо затрагивает другие и влияет на жизнь людей. Поэтому нужно оценивать всю цепочку возможных последствий.
Например, руководство облсовета радостно сообщает, что в с. Добренькая Красноградского района появится животноводческий комплекс, где разместится 2 тыс. голов дойного стада. Власти рапортуют о создании новых рабочих мест, ожидаемых поступлениях в бюджеты и т.д.
Между тем в августе 2013 г. было принято Постановление КМУ № 808, которым утвержден перечень видов деятельности и объектов, представляющих повышенную экологическую опасность. Согласно п. 23 этого документа ферма на 2 тыс. и более голов КРС – это объект повышенной экологической опасности. Равно как и любой мясокомбинат или мясоперерабатывающее предприятие. Что должно подразумевать под собой оценку экологических рисков и принятие упреждающих мер. Но об этой части нередко забывают.
Если в целом посмотреть на комплекс наиболее опасных для экологии объектов в Харьковской области, то он выглядит так.
КБО "Безлюдовский" |
Во-первых, это 9 объектов государственного значения:
Комплекс биологической очистки (КБО) «Безлюдовский» (КП «Харковводоканал»);
КБО «Диканёвский» (КП «Харковводоканал»);
Змиевская ТЭС (ПАО «Центрэнерго»);
Ликвидированное ГП «Химпром» (г. Первомайский);
Участок аммиакопровода «Тольятти-Одесса» (проходит через 8 районов Харьковской области, ранее головной офис управляющей компании находился в Горловке);
Гидротехнический узел Червонооскольского водохранилища (ГПП «Укрпромводчермет»; головной офис был в Донецке);
Печенежский гидроузел (с. Кочеток, Чугуевский район; КП «Харковводоканал»);
Склад хлора и станция подготовки воды для Харькова (с. Кочеток, Чугуевский район; КП «Харковводоканал»);
Магистральные газопроводы УМГ «Харьковтрансгаз» ПАО «Укртрансгаз» (НАК «Нафтогаз»).
Затем следуют 12 объектов местного уровня:
Государственное специализированнее предприятие «Харьковский государственный межобластной комбинат» (место хранения источников радиации; ГК «Радон» МЧС);
В/ч А-2136, хранилище ракетного топлива (пгт Шевченково; меланж вывезен в 2013 г.);
Водозабор Краснопавловского водохранилища (КП «Харковводоканал»);
Изюмское водопроводно-канализационное предприятие;
В/ч А-1569 (ГП «Харьковский бронетанковый ремонтный завод»);
В/ч А-1352 (арсенал в Балаклейском районе);
Национальный научный центр «ХФТИ» (НАН Украины);
Хранилище средств защиты растений ДП «Райс-Агроинвест» (пгт. Новая Водолага, частная собственность);
Дергачевский полигон ТБО (КП Харьковского горсовета);
Очистные сооружения Харьковского государственной зооветеринарной академии (Дергачевский район, с. Караван; МОН);
Полигон промышленных отходов ПАО «Харьковский подшипниковый завод» (Чугуевский район, частная собственность);
Очистные сооружения Октябрьской исправительной колонии № 17 (Балаклейский район, Государственная пенитенциарная служба).
Как видим, в указанном списке находятся объекты разных форм собственности. А те, что принадлежат государству, относятся к разным ведомствам. Также список демонстрирует, что мусорные свалки – это очень важно, но еще важнее всё, что связано с обеспечением людей водой, а также водоотведением и канализацией.
Теперь уточним ряд позиций. В основном будем оперировать данными по итогам 2014 г., так как они обнародованы по всем интересующим сферам.
Воздух
Ежегодно Харьковская область выбрасывает в атмосферу порядка 300 тыс. тонн загрязняющих веществ. В 2013 г. выбросы составили 328 тыс.т., в 2014 г. из-за простоев Змиевской ТЭС произошел спад до 263 тыс.т. Причем интересно соотношение: стационарные объекты обеспечивают порядка 55-60% выбросов, порядка 40-45% приходится на транспорт.
Змиевская ТЭС. Фото: Виктор Акуленко |
В 2014 г. стационарные объекты выбросили 150,5 тыс. т (57%). Причем структура «загрязнителей» очень показательна. 113,7 тыс. т выбросов обеспечила Змиевская ТЭС (75,6% выбросов стационарных объектов или 43% всех выбросов области). В 2013 г. ТЭС не простаивала и выбросила более 163 тыс. т. По сути, Змиевская ТЭС отравляет воздух ровно столько же, сколько весь транспорт области.
ТЭС имеет ключевое значение в энергообеспечении региона, поэтому не приходится рассчитывать на уменьшение её эксплуатации. Наоборот – объемы растут. При этом изношенность котлов (по разным данным) составляет 60-90%.
Среди крупных загрязнителей следует упомянуть ТЭЦ-2 «Эсхар» и ГПУ «Шебелинкагаздобыча». По сути, 3 энергетических предприятия обеспечивают 85% выбросов от стационарных объектов. Гиганты харьковского машиностроения теряются на этом фоне.
Таким образом, с одной стороны, возникает тактическая задача повысить экологичность энергогенерирующих объектов. Как известно, ПАО «Центрэнерго» собираются приватизировать. В интересах региона – чтобы собственник провел глубокую модернизацию оборудования для снижения выбросов. Но как это обеспечить?
С другой стороны, в стратегической перспективе должны быть решены три задачи:
резко повышена энергоэффективность ЖКХ и промышленности (сейчас 27% теплосетей считаются ветхими и аварийными, а теплопотери в жилом фонде достигают 75%);
снижены выбросы от транспорта за счет перехода на автомобили с более высокими стандартами и за счет распространения электромобилей. Но пока основным автомобилем в сельской местности остается ВАЗ 1980-гг. – это вопрос будущего;
увеличена доля энергии из возобновляемых источников.
Вода
В 2014 г. предприятия региона суммарно потребили 309 млн. м. куб. воды. Из них 44,6% приходится на сектор ЖКХ, а 39,5% - на электроэнергетику.
По состоянию на 2014 г. подкачку воды в водопроводах области осуществляли 265 насосных станций. 26% оборудования станций нуждалось в замене. Помимо этого 39% водопроводных сетей находилось в ветхом или аварийном состоянии. Что спровоцировало потерю 38,8% питьевой воды в процессе её доставки. Это колоссальная цифра, говорящая о нерациональном использовании ценного ресурса.
С водоотведением и канализацией все еще хуже. Ветхие и аварийные сети составляют 57% от общей протяженности (это худший показатель среди индустриальных регионов Востока). В области насчитывается 164 очистных сооружения, 95 из которых находятся перед сбросом в поверхностные водные объекты. Так вот из этих 95 эффективно работают только 33 (34,7%). В т.ч., из 79 объектов биологической очистки работают только 23 (29%).
КБО "Диканёвский". Фото: Avas |
По итогам 2014 г. в поверхностные водные объекты было сброшено 262,7 тыс. тонн загрязняющих веществ. 90% загрязнения воды приходится на сектор ЖКХ. КБО «Диканёвский» остается главным источником загрязнения вод: в 2014 г. он сбросил 171,5 тыс. т загрязнителей (65% от всего объема загрязнения), еще 60,2 тыс. т. сбросил КБО «Безлюдовский» (23,%).
КБО "Диканёвский". Вид сверху. |
По официальным данным, в Харьковской области только 84% поселков городского типа и 13,3% сел обеспечено водой централизованно. Грубо говоря, остальные пьют воду из колодцев. Так вот санитарные исследования в 2014 г. зафиксировали превышение допустимых норм вредных веществ в 44% колодцев и тенденция негативная (в 2013 г. было 39,5%). В итоге в 2014 г. зафиксировано 3 случая отравления нитратами детей до 3-х лет.
Мы не будем подробно останавливаться на состоянии водных артерий. Отметим лишь, что из года в год одной из наиболее острых проблем в этой сфере остается организация водообмена в Краснопавловском водохранилище. В регионе действует несколько программ, призванных улучшить водообеспечение, однако во многом они остаются декларативными.
В целом, ключевая задача – модернизация сектора ЖКХ.
Земля
Тут следует выделить три аспекта – сельское хозяйство, мусор и разработку недр.
На сегодняшний день агросектор является локомотивом развития региона. Производство еды становится главной опорой местной экономики. Однако проблема в том, что распаханность с/х угодий в Харьковской области уже составляет более 63%. Это не так страшно, как в Кировоградской области (где показатели доходят до 85-90%), но все равно очень много. Более того – показатель распаханности неравномерен по области. В юго-западных районах он значительно выше среднего, что создает угрозу деградации ценнейшего ресурса – черноземов.
Эксперты выделяют главную проблему в этой сфере: основная форма земельных отношений – краткосрочная аренда участков. При такой ситуации арендаторы заинтересованы выжать из земли максимум, что приводит к истощению почв. Таким образом, решение экологической проблемы лежит не в природоохранной, а в правовой плоскости.
Что касается мусора, то в 2015 г. Харьковская область «произвела» 1 млн. 711 тыс. тонн различных отходов (в 2014 г. было 2,17 млн. тонн), в т.ч. город Харьков обеспечил 869 тыс. тонн отходов (51%).
Дергачевский полигон ТБО. Фото: PigerSer |
Бытовые и подобные отходы области составили 791,3 тыс. т (46% от общего объема). Часть отходов (например, отходы растительного происхождения, экскременты животных и перегной, стекло, металлолом) была утилизирована. При этом 564 тыс. тонн отходов, согласно официальной статистике были отправлены на свалки. Согласно той же статистике, из года в год на свалки отправляется порядка 60% всех произведенных отходов. При этом широко известен пример Швеции, где на свалки отправляется только 4% отходов.
В целом к концу 2014 г. на свалках и в специально отведенных объектах уже находилось более 43,5 млн. тонн отходов, в т.ч., 8,7 тыс. тонн особо опасных.
После трагедии во Львове, харьковские власти достаточно грамотно сыграли в информационном плане. Было заявлено об открытии комплекса по сортировке и переработке отходов в Богодухове (всего в регионе планируется открыть еще 10 таких же). Мэр Харькова пообещал, что в течении трех лет появится новый мусороперерабатывающий завод.
Однако ситуация с хранением и переработкой ТБО остается крайне сложной. Только в 7 населенных пунктах внедрены эпизодические элементы раздельного сбора мусора. Системной сортировкой мусора занимаются только два мобильных мусоросжигательных завода «Укрзализныци», однако это капля в море. Стационарный завод в Безлюдовке был остановлен в 2001 г. и в 2011 г. демонтирован.
По данным ХОГА, сейчас в области находится 77 свалок и два полигона ТБО. Причем весь пакет разрешительной документации есть только у Дергачевского и Роганского полигонов ТБО. Заполнение свалок составляет 65-85%. Свалки уже занимают 275 га и нужно еще как минимум 128 га, поскольку половина свалок либо перегружена, либо не соответствуют экологическим нормам.
При этом ежегодно образовываются сотни стихийных незаконных свалок, которые потом доблестно уничтожаются в рамках общественных или государственных экологических акций. Состояние вывоза мусора в сельской местности – ниже плинтуса.
Очевидно, что без радикальных шагов ситуацию не изменить. Мы просто утонем в отходах. Важнейший элемент – разъяснительная работа с гражданами и создание условий для раздельного сбора мусора с последующей переработкой. Но «мусорный бизнес» чрезвычайно криминализирован (во всем мире). Без реальной конкуренции на этом рынке ничего не изменится, передовые технологии не помогут.
Что касается разработки недр, то этот сегмент в Харьковской области не столь острый, по сравнению с Донбассом или Кривбассом. Хотя проблемы, безусловно, есть и от легальных, и от нелегальных разработок. Выход здесь – усиление экологического контроля с неотвратимым наказанием для нарушителей и стимулирование использования щадящих технологий.
Биосфера
Не вдаваясь в подробности, отметим, что площадь природоохранных территорий в Харьковской области составляет лишь 2,3% от площади региона. По рекомендованным международным экологическим нормам площадь заповедных территорий должна составлять не менее 3%, а с заказниками и другими охраняемыми территориями — до 6% территории.
Двуречанский район, окрестности села Каменка. Фото: Дмитрий Буханко |
Природных и биосферных заповедников на Харьковщине нет вообще, три национальных природных парка («Слобожанский», «Двуречанский», «Гомольшанские леса») находятся под неослабевающим прессингом лесных и охотничьих хозяйств, а также разного рода «приватизаторов».
Это направление – реально проблемное и требует особого внимания властей и общественности.
Радиация
Для Харькова тема радиации имеет свою историю: в июле 1972 г. в окрестностях села Хрестище Красноградского района был произведен ядерный взрыв для локализации возгорания на газовой скважине (неудачно). Сейчас радиационная ситуация в области – в пределах нормы.
В регионе есть несколько объектов, которые создают риски. Среди экологических угроз регионального значения уже упоминались ХДМСК, где хранятся источники ионизирующего излучения (ИИИ) из Харьковской, Сумской и Полтавской областей, и ХФТИ. Кроме этого к объектам радиационной опасности относятся Институт метрологии, Институт медицинской радиологии им. С.П.Григорьева НАМНУ, Харьковский областной клинический онкологический центр.
Выводы
К счастью, на сегодня в регионе нет острых масштабных экологических угроз. У Харькова пока еще есть время на проведение реформ в предсказуемом ритме. Но ситуация остается непростой, запас прочности невелик.
Основные направления, требующие внимания:
повышение энергоэффективности и ресурсоэффективности всего – это должно стать новой идеологией;
модернизация ЖКХ;
изменение в сознании граждан с целью выработки более экологичного поведения.
Не следует забывать, что наш регион, как и все остальные, столкнулся с глобальным вызовом – изменением климата. Повышение среднегодовой температуры будет иметь последствия. Ученые говорят о разных мерах с целью снижения рисков. Например, о необходимости создания новых масштабных зеленых насаждений для удержания влаги.
Главное – чтобы экологическими вопросами кто-то занимался, а не подменял системную кропотливую работу лозунгами в момент очередного катаклизма.