Горловка – крупный промышленный город на востоке Донецкой области. До войны здесь работали четыре шахты (в былые времена их было еще больше- аж девять, но по разным причинам часть была закрыта), крупнейшее химическое предприятие Украины – «Стирол», два машиностроительных завода и много других промышленных предприятий.
Из-за обилия шахтных выработок, разработанных еще во второй половине ХІХ века, в городе уже давно нельзя строить здания выше 14 этажей. История даже знает случаи, когда на некоторых центральных улицах дома уходили под землю. Именно шахты стали бомбой замедленного действия, заложенной в недра целого города.
Проблема заключается в том, что при многолетней добыче угля в выработках образовывались обширные пустоты, которые постепенно насыщаются метаном и заполняются водой при отсутствии надлежащего контроля. А именно это и случилось в 2014-2015 году, когда город захватили российские террористы и начали попросту тащить «все, что плохо лежит». Этим «плохо лежит» в первую очередь оказались металлические конструкции и элементы шахтного оборудования закрытых шахт. Что привело к окончательному параличу в обслуживании закрытых горнодобывающих предприятий на территории Горловки.
Ранее эта проблема решалась просто – воду откачивали. Сейчас же, когда город оккупирован, боевики не слишком озабочены подобной «ерундой». Ведь откачка воды из выработок – довольно сложный технологический процесс, который требует постоянных вложений и участия квалифицированного персонала.
История подобных экологических катастроф однозначно свидетельствует, что исход будет один - со временем, вода выталкивает метан наверх, его концентрация под землей уменьшается, а на поверхности земли (в подвалах, оврагах, низинах) увеличивается, что может привести к взрыву. Не исключен так же вариант обширного подтопления подвальных помещений и фундаментов многоэтажек.
Понятно, что у оккупационных властей денег на дорогостоящие мероприятия по удержанию ситуации в закрытых выработках попросту нет. Эти персонажи даже проводят «закрытые совещания», но положение дел от этого не меняется. Так, недавно в Горловку приезжал Э.Басурин, так называемый «заместитель командующего корпусом минобороны» ОРДО – тот самый, который практически ежедневно устраивает спектакль одного актера под названием «сводки с фронта» на террористическом телевидении. Во время своего визита он провел «закрытое совещание» с «властями города» по проблеме подтопления шахтных выработок. А также посоветовал жителям пос. Гольмовский сидеть в подвалах.
«В Зайцево сидели в подвалах, и вы посидите, ничего страшного», - заявил телевизионный полководец террористов.
Какая тонкая связь между концентрацией метана в подвалах, выходом грунтовых вод в верхние слои и сидением в тех же подвалах, этот гигант мысли не пояснил.
Одно понятно, что ни он, ни кто-либо другой из «руководства» ОРДО проблему решить просто не в состоянии.
На данный момент можно констатировать, что наибольшую опасность представляют четыре шахты в разных частях города. Самым опасным является подтопление выработок шахт им. Гагарина и 2-Бис (северо-запад города) и им. Ленина а также Кочегарка (находятся под центром). Кроме того, в выработках шахты 2-Бис находятся могильники отходов производства ртути, что, как все понимают (кроме террористов), может само по себе привести к катастрофе при утрате контроля над ситуацией в этих хранилищах.
Инсайдеры, знающие объективное положение дел в работавших и закрытых ныне шахтах Горловки, утверждают, что сейчас угроза жизни и здоровью стоит особенно остро для жителей следующих микрорайонов оккупированного города: пос. шахты им. Гагарина, пос. Комарова, пос. шахты 6-7, пос. Мичурина, Бессарабка, Комсомолец, Строитель, 88 квартал, пос. Победы и исторический центр города – квадрат, проходящий по проспектам Ленина, Победы и улицам Гагарина и Петровского.
А это – сотни многоэтажных жилых домов и тысячи частных домовладений. И десятки тысяч человек, проживающих на «пороховой бочке».
Единственный шанс спасти Горловку – вернуть ее в лоно Украины.